Уже несколько месяцев заинтересованное интернет-сообщество развлекается, экспериментирует, пугается, разочаровывается — одним словом, пользуется чатом ChatGPT на основе искусственного интеллекта и делает собственные выводы. В частности, чат-бот стал «страшилкой» для копирайтеров, ведь он умеет генерировать уникальные тексты на разнообразные темы. Совершенно ожидаемо возникло мнение: новый инструмент способен заменить копирайтера. То есть он может сохранить кучу денег владельцу сайта и лишить работы сотни (если не тысячи) специалистов. Правда ли это? Сможет ли искусственный интеллект сайт наполнять самостоятельно? Мы разобрались.
Для начала: что такое ChatGPT?
Это чат-бот, работающий на нейросетевой языковой модели GPT-3.5. Его разработала лаборатория OpenAI (кстати, среди ее инвесторов скандально известный Илон Маск). Проект официально доступен с 30 ноября прошлого года. В настоящее время аудитория чата превышает 100 млн человек.
Пользователи могут взаимодействовать с этим продуктом в форме диалога. Буквально можно задавать вопросы (или давать задания) и получать результат. В процессе общения система не только дает ответы, но и учится.
Чат-бот способен строить вполне «живой» диалог. Кроме того, недавно он доступен на украинском языке. Сограждане уже наигрались ChatGPT вволю: спрашивали у него рецепты борща, интересовались, когда умрет путин или даже пытались делать биржевые прогнозы.
Но самое главное — способность чата генерировать тексты. За эту опцию сразу же «вцепилось» немало специалистов. В частности, Роман Скрупник (копирайтер известной компании, специализирующейся на системах безопасности), сгенерировал и выложил у себя в блоге текст, созданный искусственным интеллектом.
На замечание о том, что текст поверхностный, он высказал следующее мнение: контент, созданный ChatGPT, можно использовать в качестве основы для дальнейшего редактирования и содержания.
Мы решили сформулировать собственное мнение о чатботах.
ChatGPT VS живой копирайтер: кто кого?
Итак, эксперимент: копирайтеру и чат-боту даем одинаковое задание на написание текста с ключевыми словами. Тема «аирдроп криптовалюты». Ключевые слова: «airdrop криптовалюты, что такое аирдроп криптовалюты, пользователи, бесплатно, монета».
Вот что получилось у копирайтера:
Вот такой результат сгенерировал искусственный интеллект:
В принципе, тексты можно назвать равными (разве что результат у копирайтера более «человечный» и рассчитан на аудиторию, желающую разобраться в теме). Однако видим недостатки текста от ChatGPT:
- проблемы со спряжением слов;
- повторы слов в одном или в соседних предложениях;
- отсутствие заголовков.
То есть, сгенерированный искусственным интеллектом контент действительно нуждается в доработке, редактировании, улучшении. Так что владелец сайта все равно будет вынужден нанимать специалиста: если не копирайтера, то редактора. Забегая вперед, скажем, что рынок уже отреагировал на эту тенденцию: на биржах фриланса появились вакансии контент-менеджеров, которые должны создавать контент, редактировать и размещать его.
Это значит, что копирайтеры «всё»?
В действительности не все так просто. Условно (очень условно!) тексты для сайтов можно разделить на две категории:
- Контент для SEO продвижения. Содержит ключевые слова и запросы. Должен сообщить поисковой системе, которой теме посвящена конкретная страница сайта, чтобы она достигла хороших результатов в ранжировании.
- Контент «для людей». В этих текстах главное смысл, а ключевые слова имеют невысокое значение (их может вообще не быть). Назначение контента – улучшение поведения пользователей, формирование лояльной аудитории, повышение доверия к проекту и т.д.
Итак, как работает с такими категориями текстов ChatGPT:
- тексты для SEO генерирует, но не всегда включает туда нужные слова. Приходится подавать несколько запросов. Кроме того, есть проблемы со спряжением;
- тексты «для людей» получаются общими: без конкретики, примеров, ссылок, разъяснений;
- как и любая искусственная система, чат-бот может ошибаться: создавать логические, структурированные предложения с полным бредом в контексте.
В сообществе контент-мейкеров уже сформировалось мнение: чат-бот способен заменить «дешевых» копирайтеров (потому что они тоже пишут просто и без углубления в тему), или же ему можно поручить написание простых SEO-текстов (потому что их обычно читает только поисковая система).
Отчасти это верно. Но любой контент, созданный искусственным интеллектом, требует как минимум вычитки и редактуры. А это не так уж просто. По нашему собственному опыту, написание статьи вручную занимает в 1,5 раза меньше времени, чем генерирование текста с правильной структурой и доведение его до нормального состояния.
Чем может оказаться полезным чатбот?
На самом деле этот инструмент очень полезен, и не только для генерирования контента. К примеру, ему можно приказать переписать текст:
Или проверить текст на ошибки. Правда, некоторые советы системы довольно странные:
Или перевести текст:
Заменит ли чат копирайтера?
Рано говорить о полноценном использовании искусственного интеллекта как альтернативы работе копирайтера. Система довольно удачно может справиться с простыми задачами, а вот для решения сложных придется формулировать кучу запросов. Кроме того, любой результат требует доработки.
Конечно, можно (теоретически) сгенерировать тексты, разместить их на сайте без исправлений и даже добиться определенных результатов в продвижении. Однако это уровень для нишевых сайтов, не претендующих на какие-либо лидерские позиции и не имеющих сильных конкурентов.
В конце концов сам искусственный интеллект соглашается с этим:
Поэтому наш вердикт: чатом можно и нужно пользоваться для работы над контентом, просто не рассматривать как полноценную альтернативу живому автору.
Кстати, создать сайт под ключ можно на этой странице.
НО: система учится. Кроме того, на подходе конкуренты: META анонсировала собственный чат-бот, который будет мощнее ChatGPT. Так что рано или поздно будут созданы модели, которые научатся генерировать контент на уровне живых авторов. Когда это будет, сказать трудно. Однако копирайтеры все равно потребуются. По крайней мере, искусственный интеллект в этом уверен:
Поисковик не проведешь: искусственный интеллект сайт может приблизить к санкциям
Google уже научился распознавать сгенерированный с помощью ИИ текст на сайтах и снижать такие ресурсы в поисковой выдаче. Система распознавания сгенерированного контента использует ряд факторов:
- Стиль. Сгенерированный ИИ контент отличается от текста, написанного человеком. Он может быть более формальным, менее креативным или содержать повторы.
- Лексический состав. Искусственный контент содержит слова и фразы, которые люди используют редко.
- Структура текста. Контент от ИИ часто имеет нелогичную структуру или содержит повторы.
Система распознавания текста постоянно совершенствуется. Так что факторов, которые она учитывает, на самом деле гораздо больше. Поэтому популярная ныне практика бесплатной генерации текстов для наполнения сайтов приведет к полному краху: такие ресурсы будет невозможно продвинуть в ТОП выдачи, они будут иметь плохую репутацию и расцениваться как спам. Искусственный интеллект сайт не продвинет: нужно, чтобы веб-ресурс создали и наполнили люди.